Байрам Саламов






Байрам Саламов

Родился в 1965 году в предместье Гохмуг г. Шеки (Азербайджан).
В 1988 году окончил Азербайджанское Государственное художественное училище им. Азима Азим-Заде в г. Баку.
Работал художником-декоратором в Шекинском драматическом театре им. С. Рахмона.
В Тольятти живет с 1990 года.
В 2001 году был удостоен "Гран-При" за работу "Семья музыканта" в конкурсе "Картина года",
проводимом Тольяттинской картинной галереей.
Член Творческого Союза Художников России.

Совместные выставки:
"Два Автограда" (Набережные Челны, Тольятти, Гамбург, Париж. 1995 г.)
"Арт-Манеж" (Москва. 1996-1997, 2002 г.)
Галерея "Меридиан" (Самара. 2001 г.)
Итоговая выставка конкурса "Картина года" (Тольятти. 2001 г.)
Городские выставки (Тольятти. 1990-2003 г.)

Персональные выставки:
"Песни знойного края" (Тольятти. 1994, 1997, 1998 гг.)
Выставка работ в г. Прага (Чехия, 2001 г.)
Лимассол (Кипр, 2002 г.)
"Караван мечты" (Тольятти., 2004 г.)
"Байрам-2004" (Тольятти, 2004 г.) Галерея "Гармония" (Челябинск, 2006 г.)

Произведения художника находятся в фондах Тольяттинской картинной галереи,
в частных собраних России, Германии, Швеции, Италии, Канады, Чехии, Кипра, Ирландии, Англии.




Творчество Байрама Саламова, с его стремлением воссоздавать необыденные, порой фантастические ситуации, игрой и интересом к экзотике Востока, с полной определенностью можно назвать романтическим.
Этому способствует и своеобразная художественная манера, в особенности – насыщенность и яркость цветового решения, создающая эмоциональную энергию живописи.
Причины романтического мировосприятия художника вполне традиционны. Он отворачивается от мирного существования в типичных условиях современного, выросшего вокруг промышленных предприятий, города с монотонно повторяющимися скучными модулями кварталов безликих, загороженных решетками и железными дверями домов. Отталкивая от себя хмурую недоброжелательность прозаической среды – безрадостной и тусклой, - он творит нечто новое и удивительное.
Уроженец расположенного в горах азербайджанского города Шеки, художник часто изображает его теснящиеся в выпуклом пространстве, выложенные из камня и покрытые красной черепицей дома, портреты его обитателей, жанровые композиции. Выразительная пластика строений старинного города и горных селений акцентируется в картинах Саламова. Художник воспринимает натуру с глубоким и непосредственным чувством и преображает ее в взволнованные поэтические образы.
В картинах Байрама воплощается жизненная энергия и красочность его родины.
Образный мир произведений Байрама Саламова – это, прежде всего, мир его народа, показанный с праздничной приподнятостью, лирично, или с подспудным драматизмом. В нем раскрываются творчески воспринятые и преображенные в живописи легенды, стихи и музыка, сплетаются черты древности и современности.
Темы восточных сказок в вариациях композиций тесно сплетаются с темой любви. Все в них пронизано негой Востока. Девушки, словно цветы, грациозно склоняют головы с безмятежными розовыми лицами. Замедленные плавные движения, легкие повороты, полузакрытые или томно смотрящие глаза…
В каждой картине Байрама сосуществуют любовь, наслаждение и музыка. Его персонажи погружены в свои переживания, их состоянию словно сопутствует та или иная музыкальная тема.
А иногда они олицетворяют собой многоголосую музыку города.
Поэтичность картин на темы музыки и музыкантов, их подчиненность музыкальным ритмам и мелодиям создаются особой эмоциональной средой произведений, гармонией композиционного решения и вибрирующего, наполненного движением и светом цветового строя. Ритмы композиции и звучание цвета согласуются с певучей линией и выразительной пластикой изображений.
К произведениям такого рода примыкают небольшие жанровые сценки из жизни музыкантов и прочих творческих людей в духе Бидермейера. И в этом случае автор, подробно раскрывая ситуацию и перечисляя детали жизненного окружения, использует сюжет как средство воплощения лирического мотива с долей добродушной иронии, - иногда наивного и трогательного, иногда меланхолического.
В творчестве Байрама Саламова соединяются черты азиатской и европейской культуры.
На сцену выходят сказочные короли и музыканты в шутовских колпаках. Разыгрываются ситуации, напоминающие андерсеновские истории. И так же, как в южных работах, часто используется мотив уходящих вдаль черепичных крыш домов.
Европейские урбанистические пейзажи Байрама написаны приглушенно, их цветовой строй решается на гармоничных созвучиях. Большое значение имеют дробные ритмы коротких резких линий и мазков. Молчаливую замкнутость городов не разрушает даже суетящаяся на улицах толпа, впрочем, тоже подчиненная определенному композиционному порядку и ритмически организованную.
Часто изображается не какой-то конкретный западный город – Прага или Рига, например, хотя в них угадываются характерные черты и того и другого. Это – обобщенные образы европейских городов, показанные в той или иной ситуации, различно освещенные, в разных эмоциональных состояниях. Они раскрывают вариации образной содержательности городского вида.
С темой города связана тема дождей, также заключающая в себе многообразие смыслов и подтекстов.
Романтической направленности творчества Саламова отвечает любовь к изображению старинных парусников, лодок и стоящих на рейде современных кораблей.
Произведения живописца отличает художественная стилизация, соответствующая той или иной теме и внутреннему содержанию. Работы всегда неоднозначны, широко используется язык ассоциаций.
Характер творчества Байрама Саламова обусловлен романтическим направлением, к которому можно отнести его живопись, формирование его искусства имеет объективные, общие для романтиков причины. Но не следует забывать о других важных особенностях становления этого художника.
Художественный язык мастера во многом определяется его принадлежностью к Азербайджану. На автора оказало влияние современное национальное искусство с его мироощущением, образными и тематическими пристрастиями, характером декоративности.
Живопись Саламова, как и работы многих азербайджанских художников, обогащает народное творчество – яркие и жизнерадостные орнаменты ковров, звучные сочетания чистого цвета миниатюр. Вспомним, что до приезда в Тольятти Байрам жил в городе Шеки, где со времен средневековья процветают художественные ремесла и промыслы.
Еще в советское время исследователи отмечали свободное использование в метафорическом азербайджанском искусстве различных живописных методов разных эпох и стран. Наряду с целеустремленными поисками собственного живописного языка, Байрам следует этой традиции.
Картин много, они очень разные, но все же главное в них – поэтичность и горение жизни, дающие о себе знать солнечной яркостью палитры, темпераментом живописной техники, своеобразной пластикой.

А.В. Павельева-Кузьмина
искусствовед, член Союза художников России





© Несанкционированное использование изображений,
представленных на сайте, влечет уголовную ответственность
по законодательству РФ
Используются технологии uCoz