Байрам Саламов




Полуночный художник

Байрам Саламов пишет картины по ночам. Когда все спит, он лучше слышит музыку своего сердца. Иногда в унисон c ней тихо звучит классика, джаз или азербайджанские народные мотивы – так рождаются его странные живописные истории.
Наверное, поэтому работы Байрама похожи на образы из детских снов, которые иногда повторяются, когда ты уже совсем забыл о них, – и тогда целый день тебя не покидает ощущение радости и легкости бытия! Они яркие, чистые, открытые, но всегда чуть нереальные, часто откровенно сказочные. Даже натюрморты, даже женские портреты, даже адресные пейзажи. Как книжные иллюстрации, как театральные декорации к музыкальным спектаклям. Это всегда если не откровенный плод фантазии, то уж точно собирательный образ, извлеченный из глубин памяти, рожденный суммарными богатыми жизненными впечатлениями.
Что говорить, Саламова любят все. Он востребован, он слышит в свой адрес много слов восхищения. Его персональные выставки – отнюдь не редкость, и всякий раз ему есть что показать. Вот и в Тольяттинской картинной галерее открылась его очередная персоналка. Целых три зала: буйство красок, аромат роняющих лепестки цветов – и ни одной проходной работы. Восток – дело тонкое: народ удивляется, откуда в столь аскетичном теле зрелого художника такая неиссякаемая молодая страсть, такие неисчерпаемые позитивные эмоции, такая буйная юношеская фантазия. Все-таки, наверное, гены. И стремление работать и зарабатывать. Он говорит об этом вполне откровенно. Человек по имени Праздник справедливо считает, что выжить в этой профессии может только тот, кто, грубо говоря, пашет изо дня в день, не давая себе поблажек и не слишком-то задумываясь над тем, как тебя оценивает критика.
Саламов говорит, что долго искал себя, свой язык, стиль, манеру. Был и реалистом, и абстракционистом, работал в театре – до сих пор считает себя именно театральным художником и готов сотрудничать с хорошими режиссерами. Он никогда не будет писать чернушную «правду жизни» и свои житейские тяготы и естественные терзания творца изливать на холст: «Зачем кому-то вешать на стену мои проблемы?!» Он создает образы, альтернативные действительности, которые могут украсить чью-то жизнь, пробудить фантазию, вылечить головную боль, создать в доме спокойно-радостную атмосферу. И обилие красного и желтого цветов на его полотнах не возбуждающе нервирует, а греет, как добрый огонь в камине. Зонтики, черепичные крыши, отражения в воде, черные загадочные глаза, караваны на фоне старого города и желтого неба, много-много цветов – цветные сюжеты тех удивительных сновидений, что так всегда радуют при пробуждении и делают счастливым даже самый серый будничный день! Все так странно, загадочно, но так откровенно коммерчески-декоративно... А вот когда все вместе – отличный психотерапевтический эффект. Арт-терапия в действии. Ну очень полезно!

София Горонок, © «Городские ведомости», № 24 (391) от 5 апреля 2005 года



Человек-праздник

Шеки – одно из самых древних мест Азербайджана. Город окружен горами и дубовыми лесами. Он возвышается над изобильными пастбищами и полями. Здесь, в предместье Гохмут, родился Байрам Саламов. Его яркая лирическая кисть отображает в картинах мир художника: не такой суровый, как реальность, но реальность – в лучшем ее проявлении и цвете. Сегодня Байрама Саламова называют тольяттинским художником, поскольку более 15-ти лет он живет в Тольятти. Но все же по праву о его произведениях говорят: восточная сказка. Родом из Азербайджана Саламов учился в художественном училище в Баку и работал художником-декоратором в Шекинском драматическом театре.
Живописец признан во многих странах мира, где устраивал персональные выставки и участвовал в совместных экспозициях. Конечно, журналисты и критики размышляют о его творчестве, пытаются найти общее в его картинах, сходство с прототипами. Кто-то заметил, что во многих работах Байрама Саламова присутствует одна и та же женщина, уж не жена ли это? На что художник честно ответил, что это собирательный образ. А истина проста, ее высказал великий Пабло Пикассо: «Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц?»
Байрам в переводе с тюркского означает «праздник». Видно, поэтому в его ярчайших композициях ощущается карнавал, сказочность и человеческая искренность. Пастозный мазок, о котором любят говорить люди разбирающиеся, Саламов использует не случайно: пастозность – это техника, усиливающая ощущение материальности изображаемых предметов, она подчеркивает динамику движения. «Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создаётся вовсе не ими», – сказал Жан Шарден и, подумав, добавил: «Пользуются красками, но пишут чувствами».
«Я хочу, чтобы мои картины радовали людей, уводили их от серости будней, даря взамен праздник», – это уже слова Саламова. Кто-то назовет его работы кричащими и ненатуральными, другие увидят философский подтекст, но и те и другие будут правы в том, что живопись Байрама Саламова – это особый мир, увидеть который может каждый.
«Я нарочно стараюсь избегать натуральности. Хочу, чтобы публика больше сосредоточилась на содержании картины и увидела мир таким, каким вижу его я», – утверждает художник.
И напоследок мудрые слова Леонардо Да Винчи: «Живопись должна быть поставлена выше всякой деятельности, ибо она содержит все формы, как существующие, так и не существующие в природе… Ею сохраняют красоты, которые время и природа делают быстротечными, ею мы сохраняем образы знаменитых людей».

Румия БУЛЬХИНА, специально для mychel.ru, 11.04.2006



Попадая в сказку Востока

Островок Востока с яркими, живыми красками. Пожалуй, такое выражение прекрасно подходит к выставке Байрама Саламова под названием "Око полуночи", открывшейся 31 марта.
Байрам, как поведала нам директор Тольяттинской картинной галереи, в переводе означает праздник, и именно этот праздник он дарит людям, когда создает столь прекрасные работы, а их у него действительно очень много. Как сказал один из друзей, "Смесь таланта и огромного трудолюбия - великое сочетание, и оно применимо к Байраму". Вообще, Саламов известен не только в Тольятти - его работы были выставлены в Гамбурге, Москве и других городах. Представленная экспозиция - это четвертая персональная выставка Байрама Саламова, а до этого было множество совместных с другими художниками вернисажей.
На открытии выставки присутствовало много друзей и поклонников его творчества, в залах царила какая-то дружественная атмосфера. Один из близких Байрама играл на народном инструменте, в центре экспозиции был создан маленький уголок Востока с ковром, подушками, фруктами и, конечно же, работами художника, а на полу вдоль этого стенда лежали лепестки роз. Проходя дальше, можно было увидеть черный рояль, на котором тоже лежали лепестки роз и стояла ваза с лилиями - все вместе с работами мастера выглядело действительно потрясающе!
В этот день к художнику невозможно было подступиться - его постоянно окружали друзья, родственники, поклонники, но, тем не менее, мне удалось задать ему пару вопросов.

Корр.: Байрам, у вас и раньше были выставки с определенными темами, но эта какая-то особенная, расскажите, пожалуйста, поподробнее.
Б.С.: Да, здесь 3 зала, и каждый посвящен своей теме: на входе вы увидите путешествия, во втором попадете в восточную сказку, а в третьем очутитесь в царстве цветов.
Корр.: Ваши работы очень разнообразны, есть ли у Вас любимая тема?
Б.С.: Эти работы словно дети - какой пальчик ни уколи, все равно больно будет, так что, пожалуй, нет. Просто я пишу по настроению, переходя от одной темы к другой.
Корр.: Я заметила, что во многих работах присутствует одна и та же женщина, мне показалось или это ваша жена?
Б.С.: Нет, это скорее собирательный образ.

После этих слов виновника торжества отвлекли, и наш короткий диалог завершился. Я не сильно расстроилась, потому что осталась в кругу его прекрасных работ, очаровывающих своими яркими красками, интересными сюжетами и необычной объемной фактурой. Когда стоишь перед этими великолепными полотнами, кажется, что находишься в самой картине и эти цветы стоят прямо перед тобой, а ты оказываешься то на ярких восточных базарах, то на улицах загадочной Венеции.
Вообще, попадая на выставку, представляешь, что попал в сказку или на какой-то праздник. А кому не хочется праздника, тепла и лета? На улице пока холодно, а в Тольяттинской картинной галерее настоящее знойное лето, правда, продлится оно там только до 30 апреля… Так что поторопитесь окунуться в яркую сказку Востока.

Анна Колмакова, "Студенческий вестник", №31 (204) от 8 апреля 2005 г.





© Несанкционированное использование изображений,
представленных на сайте, влечет уголовную ответственность
по законодательству РФ
Используются технологии uCoz